среда, 9 января 2013 г.

Байки из лабы 5

В вашей моче белка не обнаружено. Такой ответ после анализа мочи считается нормой для здорового человека. Сегодня около 15 здоровых (внешне) людей сидели с утра на лабораторном докладе, посвященном белкам в моче. Два часа слайдов с картинками, белки (ударение на второй слог) во всех видах. Сразу хочу подчеркнуть разницу в терминологии. Белок, который в бланке анализа мочи - это общее содержание белка, термин обычно используют в единственном числе и характеризуют либо числом, либо просто по  наличию/отсутствию. Если говорят о белках во множественном числе, то имеют в виду белковый состав. В человеке более 20 000 генов, более 15 000 из них вырабатывают белки. На докладе сегодня прозвучала цифра в 3500 белков, которые обнаруживают в моче с помощью современных методов. Быстро глянул в статьях, пока нашел только ссылку на 1500 - 1600 по данным одной очень уважаемой лаборатории. Из них около 500 белков найдутся в любом анализе, а остальная тысяча уже штука индивидуальная. Так что, получая на руки бланк анализа с отметкой "отсутствует" в графе для содержания белка, имейте в виду, они есть, только с очень маленькой концентрацией (менее 33 мг/л по ВОЗ). 
"Моча - очень заманчивый объект исследования", - так начал свой доклад постдок. Судя по смешку и улыбкам в зале, многим так не казалось. Но факт остается фактом, по анализу белков в моче можно диагностировать кучу заболеваний. Об одном из заболеваний и шла речь в сегодняшнем докладе. Я, честно говоря, не стал вдаваться в подробности, слишком много необработанной, сырой информации вываливалось на слушателей, а разбираться в чужом эксперименте дело сложное. Тем более, я специализируюсь на протеомике, мне подавай тысячи белков, а здесь автор ограничился лишь десятью и, к сожалению, так и не выявил зависимости заболевания от их присутствия. В конце концов, докладчик пообещал повторить эксперимент уже с литровыми количествами, тут уже я улыбнулся и вспомнил, что когда мне два года назад предлагали заняться этой темой,  я сразу сказал, что нужно начинать с пол-литра. Мне тогда повезло, то ли объемов "анализов" не было в требуемых количествах, то ли они "пол-литра" восприняли как меру для другой жидкости и решили уберечь меня от запоя.
В итоге, в этом году, после того, как я поработал в лаборатории с бактериями, с человеческими клетками (в виде клеточных культур, растущих в колбах) мне решили подбросить какашку чего-нибудь из человеческих анализов. Пока удалось договориться на ... молоко, в перспективе - зуб. Не скажу, чтобы они "очень заманчивые объекты исследования", для меня клеточки уже как-то ближе, но есть такая работа, белки изучать. А уж они повсюду, знаете сколько их в воздухе с пылью летает, но об этом как-нибудь в другой раз....

1 комментарий: