понедельник, 12 декабря 2011 г.

Статистика

Для многих статистика представляется сбором данных, например, при переписи или опросе, а затем представлении этих данных с делением результатов на разные группы с полученными процентами. Для меня же она является рабочим инструментом, позволяющим подтвердить результаты экспериментов, а точнее, проверить результаты эксперимента на воспроизводимость. Точность результата (эксперимента в химии) это правильность и воспроизводимость. Так вот, статистический анализ экспериментальных данных позволяет получить простую характеристику, сколько раз надо повторить эксперимент, чтобы в повторе результаты оказались ложными. Достаточными принимают в общем случае 5 ложных результатов при 100 повторах. Я провел свой эксперимент с двумя повторами, как же теперь посчитать, сколько ложных из скольки. Оказывается просто, я располагаю результатами для 846 белков, полагаю, что все они ведут себя одинакого с точки зрения их полета в вакууме (почти "кони в вакууме", хотя Нобелевская лекция по масс-спектрометрии белков называлась "Как научить слонов летать"). За счет такого допущения я получаю 2*846= более 1600 результатов, из которых уже можно "выжать" чуть ли не сотню "ложных". 
Много букв напечатал, и к чему. А все к тому, что статистика ближе к любому из нас, чем представляется. Электроны расселяются по орбитам, молекулы разлетаются в пространстве, длина огурцов с колхозного поля, среднее число больничных дней в году в городе, IQ, в конце в концов - все при измерении оказываются распределены по фундаментальному (как закон гравитации) закону - Гауссову распределению. Не верить в Гаусса - значит не верить в то, что яблоко падает с яблони на землю. 
Далее о злосчастных выборах. Я про них ничего говорить не буду, пусть за меня говорят фундаментальные законы: здесь и здесь. Главный враг, с которым я борюсь каждый день (он все время норовит пролезть в мои эксперименты) - это ложь. И хорошо, когда она "статистическая", только в 5 случаях из ста, а то ведь, вспоминая о точности, выходит, что выборы неправильные (в терминах, описывающих законы природы). Так что я из тех, кто на Болотной, или у посольства в Торонто: вот тут, например.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий